четверг, 7 февраля 2013 г.

коммуникативно-речевое развитие дошкольников

Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Очень любят мои воспитанники слушать художественное чтение. Выразительное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Часто в совместной деятельности мы учим стихи о музейных экспонатах, например, о посуде, или о диких животных. Также я использую для развития речи детей загадки, пословицы или поговорки. Использую разные словесные игры, например, игру «Опиши, а я отгадаю».

Занятия по развитию речи с использованием музейных экспонатов провожу в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а также внедряя новые приемы и подходы в развитии речи дошкольников. Планируя, в такие занятия добавляю музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провожу занятия. В проведении занятий и совместной деятельности по развитию речи использую следующие приемы: беседа, составление описательных и творческих рассказов, чтение художественной литературы, рассматривание картин, театрализованная деятельность и др.

Во время бесед побуждаю детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, холодильник предохраняет продукты от порчи и т.д.). Важно показать ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, нужно открыть перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его проще, красивее и удобнее – такие задания даю во время составления творческих рассказов.

Постепенно я расширяю представления детей о целесообразности создания предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Дошкольники должны понять и выразить словами, насколько важны высококачественные предметы быта (деревянная мебель отличается прочностью, полезна для здоровья; тефлоновая посуда сохраняет качество продуктов и т.д.), стараюсь предоставить возможность детям увидеть и сравнить предметы прошлого и словесно обосновать разницу между ними, например, та же самая посуда, мебель и т.д.

В группе младшего возраста я даю названия предметов быта и демонстрирую способы действия с ними. Для большей доступности материала ввожу игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, Заяц и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.

Организация мною занятий предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет. Структура занятий по развитию речи с использованием музейных экспонатов определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы. Это обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений и др.; при этом главной задачей на занятии (особенно со старшими дошкольниками) является развитие связной монологической речи. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Также в музейной работе я использую технические средства: фонд звукозаписей, фотографий, диафильмов и видеофильмов и других музейных экспонатов, которые играют важную роль в развитии речи детей.

На базе мини-музеев я провожу занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой, по развитию речи, по изобразительной деятельности. С помощью музейных экспонатов у дошкольников формируются художественно-эстетические, коммуникативно-речевые, художественно-речевые компетенции.

В каждой возрастной группе были созданы мини-музеи. Содержание, оформление и назначение мини-музеев отражают специфику возраста детей данной группы. Эти музеи богаты не только экспонатами, но и научным фондом, который используется на занятиях по развитию речи.

Музей дошкольного образовательного учреждения и мини-музеи в группах ведут в меру своих возможностей поисковую и исследовательскую работу в соответствии с воспитательно-образовательными задачами детского сада. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, развивая тем самым коммуникативные способности, формируя навыки общения, что, безусловно, важно в развитии речи детей.

Организованный в ДОУ музей – это своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события, предметы разных времен. Такой музей вызывает интерес к историческому прошлому предметов нашего окружения. Музей расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, обогащает словарный запас дошкольников, хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». В помещении дошкольного учреждения имеется музей «Родные истоки», и дети имеют возможность знакомиться с экспонатами этого музея (работа начата в 2007-08 учебном году и продолжается до настоящего времени).

Основная идея работы нашего педагогического коллектива по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это формирование познавательного интереса и развития речи дошкольников.

Использование музейной педагогики в речевом развитии дошкольниковСейчас в образовательных учреждениях разного типа музейно-выставочные средства активно используются для решения задач воспитательного характера – патриотического, эстетического, этического, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданственности. Существует опыт использования музейно-педагогических средств в образовательной деятельности учреждения. С помощью средств музейной педагогики происходит формирование морально-ценностных категорий, разных аспектов патриотизма и др. Но не все дошкольные учреждения используют музейные экспонаты для познавательного и речевого развития детей.

Калининского района г. Новосибирска

Олеся Петровна Рудакова, воспитатель МБДОУ ЦРР д/с 14 «Алёнка»

Выпуск 29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89

Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»

Электронная газета :: Интерактивное образование :: город Новосибирск

Комментариев нет:

Отправить комментарий